Факультет транспорта, нефти и газа
Факультет берет свои истоки в начале 60-х – во время активного развития космонавтики и ракетостроения. В этот период возросла потребность в специалистах, способных решать трудоемкие инженерные задачи. Это и послужило началу подготовки кадров в 1965 году по специальности «Механическое оборудование автоматических установок» в Омском политехническом институте.
Спустя 2 года на основании приказа Министерства высшего и среднего специального образования СССР была организована выпускающая кафедра «Автоматические установки» с планом набора 50 человек, а 28 апреля 1970 в институте был создан факультет автоматических установок. В его состав вошли 4 кафедры: «Автоматические установки», «Высшая математика», «Детали машин» и «Теоретическая механика». Такая структура сохранялась до 1988 года.
Факультет уже в то время пользовался популярностью среди молодежи – в 70-е годы здесь обучалось около 300 студентов.
Первым деканом нового структурного подразделения вуза стал Борис Фитилев, он же руководил с 1974 по 1975 гг. В дальнейшем факультетом управляли Юрий Зензин, Александр Новоженин, Виктор Капранов, Игорь Осипов, Владимир Ланшаков, Александр Клинышков, Валентин Бельков, Виктор Шалай. С 1 ноября 2016 года и по настоящее время деканом является Игорь Квасов.
Одной из старейших является кафедра «Детали машин», отделившаяся от кафедры «Технологии машиностроения» в 1945 году для обучения студентов следующим дисциплинам – «Детали машин», «Гидравлика» и «Подъемно-транспортные устройства». В 1962 году первые две оформились в одно подразделение – кафедру «Детали машин, подьемно-транспортные машины и гидравлика», а в 1974 году секция «Гидравлика» выделилась в самостоятельную кафедру. Первым ее заведующим был назначен Елизар Лысенко.
Второй по возрасту, но не по значимости, является кафедра высшей математики, организованная 1 сентября 1954 года. Преподавание математических дисциплин началось через полгода после основания Омского машиностроительного института – 22 февраля 1943. До 1954 года сотрудники кафедры организационно входили в состав других подразделений факультета, в 1960 она была объединена с кафедрой теоретической механики.
Создателем и первым заведующим кафедры «Автоматические установки» является главный инженер Омского завода подъемных машин Галактион Александров. В становлении подразделения активное участие приняли специалисты, прибывшие из центральных вузов страны по родственным специальностям: Викторий Белицкий, Юрий Ярушкин, Валерий Фрольцов, Александр Новоженин, Евгений Ухалов, Борис Фитилев. Большой вклад в развитие подразделения в первые годы сделали также Матвей Говор, Татьяна Сикорская, Эмма Кучеренко, Виктор Белицкий, Валентин Бельков. Ее заведующими впоследствии стали Сергей Барсуков, Геннадий Колоколов, Викторий Белицкий, Валерий Трушляков.
В 1973 году на базе секции «Охрана труда» была открыта одноименная кафедра, переименованная в 1993 году в «Безопасность жизнедеятельности». Организатором и первым ее заведующим была Эвелина Хвостенко.
В 1974 кафедра теоретической механики преобразована в самостоятельную структурную единицу. Ее заведующим избран Сергей Введенский, в 1979 – Андрей Фирсов, в 1983 – Юрий Бурьян. С этого момента начались радикальные перемены и в статусе кафедры, и в характере работы преподавателей – они стали активно заниматься научной работой, появились аспиранты. В настоящее время исполняющим обязанности руководителя подразделения назначен Григорий Русских.
80-е годы знаменованы резким ростом научно-исследовательского и педагогического потенциала математической кафедры. Она становится одной из сильнейших среди технических вузов Сибири и Дальнего Востока. С 1985 подразделение разделено на две структурные единицы в соответствии со специальностями, на которых читались курсы – электротехническую и машиностроительную. С 1987 кафедра вновь существовала как единое подразделение. Ее заведующими были Юрий Стругов, Геннадий Бояркин, Алла Веснина, Андрей Веснин. С января 2016 подразделением руководит профессор Марта Мышлявцева.
29 февраля 1988 года были организованы две выпускающие кафедры: «Производство летательных аппаратов» и «Двигатели летательных аппаратов» с планом набора по 50 человек на каждую специальность. Подготовка по ним началась еще в 1985 году, а уже в 80-е годы набор на факультет вырос до 175 человек, число обучающихся насчитывало около 700. Организатором и бессменным заведующим кафедрой «Двигатели летательных аппаратов» до 2004 года являлся профессор, действительный член Академии транспорта Российской Федерации и международной Академии холода Виктор Кузнецов.
Кафедра «Производство летательных аппаратов» была организована под руководством профессора, лауреата Государственной премии, главного конструктора ПО «Полет» в те годы Александра Клинышкова. Он заведовал ею с 1989 по 2000 год, сменив первого руководителя Ивана Гречуха. С февраля 2000 года по январь 2004 эту должность занимал профессор Лев Штриплинг.
В 1996 году при кафедре безопасности жизнедеятельности организован Центр повышения квалификации работников по охране труда, в 1997 создана научно-исследовательская лаборатория «Промышленная безопасность и экология». Активно проводилась работа по дополнительным видам образования, профессиональной переподготовке и повышению квалификации по безопасности технологических процессов и производств.
За годы существования факультета менялись его названия, но структура и преподаваемые специальности оставались неизменными. Так, в 1989 году он стал факультетом летательных аппаратов, в 1990 – факультетом ракетно-космической техники, а с 1993 был переименован в аэрокосмический факультет.
Также в 1996 году на базе кафедры теоретической и общей теплотехники была создана кафедра «Гидромеханика и теплоэнергетика», имея в своем составе только одну частично укомплектованную профильную лабораторию. В короткий период она была преобразована в выпускающую по специальностям «Гидравлические машины, гидропривод и гидропневмоавтоматика», а также «Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)». В 2008 года подразделение будет переименовано – «Гидромеханика и транспортные машины». Заведующим кафедрой в настоящее время является профессор Виктор Щерба, вложивший значительный вклад в ее развитие в первые годы.
В 1997 году на кафедре автоматических установок была открыта новая специальность «Стандартизация и сертификация». В 2001 году в связи с возросшей потребностью кадров для нефтегазовой отрасли на базе специальности «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов» со специализацией «Системы заправки и термостатирования ракетных комплексов» совместно с Тюменским государственным нефтегазовым университетом начата подготовка студентов по специальности «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ».
В 2004 году на аэрокосмическом факультете на базе кафедры «Автоматические установки» была открыта кафедра «Стандартизация и сертификация», руководителем был назначен профессор Виктор Шалай. Тогда же на базе кафедры «Производство летательных аппаратов» создана кафедра «Промышленная экология и безопасность», заведующим которой стал Лев Штриплинг.
В то же время кафедра «Двигатели летательных аппаратов», в состав которой вошла часть преподавательского состава подразделений «Автоматические установки» и «Производство летательных аппаратов», была реформирована в кафедру «Авиа- и ракетостроение», на которой были сосредоточены все авиационные и ракетные специальности. Первым ее заведующим стал генеральный директор ФГУП ПО «Полет» Олег Дорофеев. В 2005 году его сменил профессор Геннадий Аверьянов, возглавлявший кафедру 9 лет. В 2014 руководство принял доцент Алексей Яковлев.
Позднее, в 2004 году, на кафедре «Производство летательных аппаратов» была открыта специальность «Инженерная защита окружающей среды» и организована секция «Промышленная экология и безопасность». Тогда же в результате реорганизации кафедры «Автоматические установки» была образована кафедра «Стандартизация и сертификация». В июне 2005 года она была переименована в «Транспорт и хранение нефти и газа, стандартизация и сертификация», в 2012 – «Нефтегазовое дело». В результате присоединения кафедры «Метрология и приборостроение» в виде секции в 2016 году она получила название «Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология», которое закрепилось за ней по сей день. Заведующим со дня ее основания является Виктор Шалай.
В 2006 году в вузе была проведена реорганизация аэрокосмического факультета в факультет транспорта, нефти и газа, в результате которой произошло разделение кафедр по специализации. В состав переименованного подразделения вошли следующие кафедры – «Транспортировка, хранение нефти и газа и стандартизация и сертификация», «Промышленная экология и безопасность», «Основы теории механики и автоматического управления», «Гидромеханика», «Безопасность жизнедеятельности», а также «Авиа- и ракетостроение», являющаяся правопреемницей кафедры «Автоматические установки» 1967 года.
В 2006 году в состав факультета транспорта, нефти и газа была введена кафедра «Сопротивление материалов», организованная еще в годы войны. Здесь велись курсы металло- и материаловедения. Ее руководителем стал Сергей Корнеев.
Расширение и развитие различных видов деятельности ОмГТУ в области безопасности жизнедеятельности способствовало организации нового структурного подразделения – института безопасности жизнедеятельности, директором которого с 2006 года является Виталий Сердюк.
В 2006 году число обучающихся на факультете транспорта, нефти и газа достигло 1 241, а в 2007 – возросло до 1 330 человек. Он продолжал наращивать свой потенциал – рос не только количественно, но и качественно. Представители профессорско-преподавательского состава повышали свою квалификацию и уровень компетенций, защищали кандидатские и докторские диссертации. Выпускающие кафедры факультета на 80% были укомплектованы талантливыми выпускниками, которые способствовали его дальнейшему развитию. Среди них – действующие сотрудники вуза: заведующий кафедрой нефтегазового дела, стандартизации и метрологии Виктор Шалай, заведующий кафедрой авиа- и ракетостроения Алексей Яковлев, ее профессоры – Геннадий Аверьянов и Борис Калашников, заведующий кафедрой промышленной экологии и безопасности Лев Штриплинг, профессор кафедры основ теории механики и автоматического управления Сергей Корнеев, декан факультета информационных технологий и компьютерных систем Владимир Макаров и другие.
Активно развивалось и международное взаимодействие. Факультетом был подписан договор с Миланским политехническим университетом (Италия), на основании которого в 2006 году итальянские преподаватели и студенты принимали участие в научно-исследовательском процессе, также производился академический обмен обучающимися. Кроме того, был заключен договор о сотрудничестве с Китайской авиаракетной академией.
Не отставала в развитии и кафедра теоретической механики. После разделения с кафедрой высшей математики начались радикальные перемены и в ее статусе и в характере работы преподавателей. Велась активная научная работа, появились аспиранты. В 2007 организована научно-исследовательская лаборатория «Волновая механика», в 2011 создается студенческое конструкторское бюро.
В 2013 году кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности были переведены в состав нефтехимического института политеха. Также в марте 2014 года объединяются кафедры «Детали машин» и «Теория механизмов и машин», они образовали новую структурную единицу – кафедру «Машиноведение», заведующим которой был назначен Павел Балакин. В сентябре 2016 года произошло еще одно слияние, уже с кафедрой «Сопротивление материалов». На данный момент обязанности заведующего исполняет Иван Лесняк.
Сегодня факультет транспорта, нефти и газа является одним из самых популярных у абитуриентов вуза, здесь обучается около 1 400 политехников. Успешно функционируют 6 кафедр: «Авиа- и ракетостроение», «Машиноведение», «Высшая математика», «Гидромеханика и транспортные машины», «Основы теории механики и автоматического управления», а также «Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология».
Научно-исследовательская деятельность сотрудников подразделения затрагивает широкий круг проблем: исследования в области космической экологии, изучение малых беспилотных летательных аппаратов, малых космических аппаратов, транспортировка и хранение газо- и нефтепродуктов, газо- и нефтехранилищ, исследование техногенного воздействия различных отраслей промышленности на окружающую среду, изучение вибрационной техники, проектирование электрогидравлических устройств и систем, мобильных станций технического обслуживания автомобильной техники, термомеханика сплошных сред, исследование ударных процессов в технике и многое другое.
Выпускников факультета можно увидеть на морских нефтяных платформах по всему миру, на объектах Роскосмоса, включая космодромы, Росатома и на других ведущих предприятиях мировой и российской экономики. Они достойно представляют политех в мировых гигантах нефтяной индустрии: British Petroleum, Total, Chevron, ExxonMobil, Газпром, Транснефть, Роснефть, Лукойл, Сибур, Новатэк и других.